Будущее онлайн-продаж в туризме: подробности от эксперта рынка

Фото Онлайн Экспресс.
О перспективных моделях в российском онлайн-тревел, о том, почему туризму не стоит бояться «уберизации», и о том, в чем выгода турагента от использования современных «мега-агрегаторов» отелей и перевозчиков, рассказывает Тарас Кобищанов, генеральный директор туроператорских компаний «Русский Экспресс» и Online Express.

- Тарас Юрьевич, грозит ли туризму «уберизация»? Эта тема достаточно активно обсуждается сегодня в отрасли. В частности, этот вопрос был затронут и на недавней конференции StartUpVillageв «Сколково».

- Думаю, не грозит. Хотя сперва давайте разберемся с терминами. «Уберизацией» сейчас называют самые разные бизнес-модели – термин очень модный. Если мы говорим об «экономике совместного потребления» (sharing economy или, как ее часто обозначают, с2с), то в туризме ее подхватил Airbnb. Этот сервис задает многие тренды отрасли, а его капитализация мало кого может оставить равнодушным.

Но надо понимать, что сам по себе потенциал «экономики совместного потребления» очень ограничен. Это прекрасно понимают в самом Airbnb. Помните, на 1 апреля они запустили отличную шутку, предложив сдавать в аренду ванные на время отключения горячей воды в Москве и других городах? Доведя таким образом ситуацию до абсурда, они очень креативно поиронизировали по этому поводу.

В туризме «экономика совместного потребления» упирается в непреодолимый барьер: все основные активы здесь принадлежат не потребителям, а бизнесу

Что же такое «уберизация» в туризме сегодня? Это создание сервисов, позволяющих, например, совместно использовать («шерить») услуги гидов, конные и байдарочные маршруты или, например, свободные места в своих машинах при переезде из города в город (принцип, по которому работает сервис BlaBlaCar).

Ну, а дальше что? Дальше – тупик. В туризме «экономика совместного потребления» упирается в непреодолимый барьер. Дело в том, что все основные туристические активы принадлежат не потребителям, а уже существующему бизнесу: отелям, авиакомпаниям, круизным операторам и т.д. Таким образом, модель Uber’а системообразующей в туризме быть никак не может. Конечно, какие-то ниши она способна занять, но только ниши. А крупнейшая возможная такая ниша – аренда апартаментов – уже захвачена Airbnb.

- То есть, будущее развитие онлайн-тревел с «уберизацией» не связано? По какому пути пойдет здесь бизнес?

- На мой взгляд, будущее туристической отрасли – и в мире, и в России – не в вовлечении потребителей в продажу собственных ресурсов, а в объединении различных поставщиков продуктов и услуг на базе единых платформенных сервисов.

Такой процесс мы видим уже сейчас. И на Западе, и в Китае, и у нас появляются платформы, которые агрегируют предложения от производителей туруслуг (отелей, авиаперевозчиков и транспортных фирм), от GDS (глобальных дистрибьютивных систем), от принимающих компаний и туроператоров.

Открытость рынка и взаимные интеграции ведут к появлению таких мега-агрегаторов, которые позволяют потребителю выявлять лучший по цене продукт.

Открытость рынка и взаимные интеграции ведут к появлению таких мега-агрегаторов, которые позволяют потребителю выявлять лучший по цене продукт. Причем не только на рынке покупателя. Например, многие отели дают разные цены для разных рынков, а агрегаторы успешно эти ограничения обходят.

Возможно, главное в этом тренде именно то, что в будущем (и совсем недалеком) с помощью этих мега-агрегаторов клиенты смогут с легкостью создавать свой собственный, «подогнанный» под их личные нужды, турпродукт. И при этом быть уверенными в том, что из всех имеющихся на рынке предложений им досталось идеальное по цене.

- Ваш проект Online Express и есть такой «мега-агрегатор»?

- Мы стремимся к этому. И отмечу, что значительную часть пути мы уже прошли. Возможностью бронирования сотен тысяч отелей и апартаментов в режиме онлайн уже никого не удивить. Так же, как и скоростью выдачи – она поднята нами до уровня ведущих мировых аналогов и составляет 1-2 секунды по крупнейшим городам, имеющим сотни отелей.

Но мы строим сервис, ориентированный именно на российский рынок, на отечественные турагентства и туристов, и вот в этом, уверен, будем лучше западных конкурентов – просто потому что мы этот рынок знаем намного лучше.

- В чем конкретно выражается у вас максимальное приспособление под потребности российского рынка?

- Например, в том, что мы сейчас активно интегрируем в систему Online Express продукты российских туроператоров. Естественно, тех из них, кто достаточно технологичен и имеет значительный объем гарантированных комнат.

Сейчас мы активно интегрируем в систему Online Express продукты российских туроператоров со значительными объемами гарантированных комнат

Первой ласточкой стал туроператор Mouzenidis Travel, в июле мы подключим и Национального туроператора АЛЕАН. В дальнейшем, согласно нашим планам, каждый месяц в системе будут появляться продукты от 1-2 туроператоров.

- Вы хотите сказать, что у наших туроператоров цены даже на зарубежные отели лучше, чем у западных систем?

- В большинстве случаев – да. В любом случае, в системе наверх выходит самая низкая стоимость номера из имеющихся на моментальном подтверждении. Но главное даже не это.

Наши туроператоры не только лучше знают, но и формируют туристический рынок. Клиенты любят и привыкли отдыхать преимущественно в тех отелях, которые они контрактуют. Агентства их умеют хорошо продавать. Эти отели имеют русскоговорящий персонал и адаптированы под отечественного туриста. Поэтому их присутствие в Online Express необходимо.

- Возникает вопрос: зачем тогда агентству пользоваться Online Express? Не проще ли пойти в какой-нибудь мета-поисковик, например, в sletat.ru или просто на сайт туроператора?

- Во-первых, общее число отелей, доступных в Online Express, превышает 400 тысяч. А это на порядок больше, чем совокупный контрактинг всех российских туроператоров вместе взятых. Второй фактор, конечно, – цена и наличие номера на моментальном подтверждении.

И, наконец, наша система позволяет за доли секунды отобрать из сотен предложений отель, соответствующий пожеланиям конкретного клиента. Например, расположенный на песчаном пляже, имеющий бесплатный wi-fi, теннисные корты, диетическое питание, мини-клуб и т.д. – всего более 130 параметров.

В системе более 130 параметров, по которым можно подобрать клиенту отель, максимально полно учитывающий все нюансы его запросов

Можно выбрать гостиницу, популярную, либо наоборот, непопулярную у русскоговорящих туристов (впрочем, и у клиентов других национальностей). Есть также фильтр, позволяющий определить объекты, которые предпочитают родители с детьми, пары или деловые путешественники.

После того, как агентство выяснило пожелания клиента и, используя Online Express, нашло подходящий ему отель, мы не слишком расстроимся, если оно решит его забронировать напрямую у оператора. Ведь в следующий раз агент снова обратится к нашей системе.

- Широкие возможности по бронированию отелей – это, конечно, прекрасно. Но есть же и другие составляющие тура: билеты, трансферы, экскурсии, страховка, наконец.

- В Online Express все эти услуги тоже представлены. Причем тоже на моментальном подтверждении. Из новинок – в авиа-блок мы подключили возможность бронировать авиакомпании-лоукостеры.

- …и «Победу»?

- Да, конечно. И европейских, и азиатских лоукостеров. А также билеты на чартерах из Москвы и регионов. На данный момент у нас в системе можно бронировать несколько сотен чартерных рейсов в онлайн-режиме. Не все, конечно, а те квоты, которые заказчики чартеров или держатели блоков выставляют в продажу.

Турагентство может на законных основаниях брать здесь все составляющие тура: перевозку, отели, трансферы и т.п.. И сочетать, например, перевозку чартером с отелем от Expedia

Online Express внесен в реестр туроператоров, соответственно, агентство может на законных основаниях брать у него все составляющие тура: перевозку, отели, трансферы и другие услуги. Причем, сочетать, например, перевозку чартером с отелем от Expedia.

- Звучит интересно! И как ваш проект будет развиваться дальше? Планируете выводить его на прямого клиента?

- Не думаю. Пока в российских условиях активный выход на прямые продажи – это сжигание денег. Стоимость привлечения конечного клиента в разы превосходит прибыль, которую он приносит. И судьба сервиса Oktogo - тому очередной пример.

Таким образом, Online Express в ближайшие годы продолжит развиваться в b2b-сегменте. В том числе и в качестве IT-решения для сторонних сайтов и проектов.

Наконец, есть и зарубежные рынки, на которых подобное решение отсутствует. Уже сейчас наш проект выходит на уровень ведущих мировых аналогов, и, судя по темпам его развития, в следующем году у нас есть все шансы стать одной из лучших подобных систем.



19.06.17